Уже в конце прошлого века некоторые украинцы, поддавшись веяниям моды, стали оборудовать себе жилье на воде. В то время это были не комфортабельные дебаркадеры, которые показывают в голливудских фильмах, а переоборудованные старые суда, понтоны и баржи. Покупались они по цене металлолома, что выходило гораздо дешевле, чем приобретать земельный участок, а затем вкладывать немалые суммы в строительство домов. Но в 2000-х годах дебаркадеры и хаусботы уже стали проектировать и сооружать «с нуля», зачастую по индивидуальным заказам. Причем этот рынок характеризуется низким уровнем конкуренции — подобным бизнесом в Украине занимаются не более пяти специализированных компаний. Однако перспективы развития данной сферы выглядят заманчиво: дефицит земли близ крупных городов с каждым годом чувствуется все острее, соответственно, и цены на пригородные дома остаются стабильно высокими.
Верфи-архитекторы
Экспериментальной площадкой строительства на воде в Украине стала Днепровская набережная в районе Почтовой площади столицы, которая за несколько лет превратилась в скопище разнообразных объектов коммерческой недвижимости. Плавающие жилые дома, в свою очередь, располагаются преимущественно в более тихой и укромной местности, например, в районе Труханового острова, Вышгорода, Осокорков и ниже по Днепру. В целом в Украине, по данным консорциума «Инводстрой», насчитывается около 100 объектов надводной недвижимости, из них 70 эксплуатируется в качестве ресторанов, гостиниц и развлекательных заведений, 20 — жилые дома и 10 — офисы.
Самым старым оператором на молодом рынке надводной недвижимости в Украине можно назвать судостроительную компанию «Фортуна-ХХI» с 15-летним опытом работы. Ею уже создан целый ряд и плавучих сооружений. Один из необычных и интересных проектов компании — ныне разрабатываемый и проектируемый элитный жилой дом площадью 450 кв. м с теннисным кортом на крыше, 4 спальнями, бассейном и массажным кабинетом, а также конгресс-холлом на 80 человек.
100 объектов надводной недвижимости насчитывается в Украине, из которых 70 эксплуатируется в качестве отелей, ресторанов и развлекательных заведений, 20 служат жилыми домами и 10 — офисами
Около 10 лет действует компания Floating house, которая кроме возведения жилых домов в пределах Украины предлагает аналогичные постройки и на территории острова Тонга — тихоокеанского государства в Полинезии. «Граждане таких постсоветских стран, как Россия, Украина, Латвия и Литва, не обязаны получать визу для въезда в это государство, она выдается бесплатно в аэропорту Тонга, поскольку местное правительство максимально содействует развитию туристической отрасли, — рассказывает Антон Тетевин, директор Floating house. — Мы провели с руководством Тонга успешные переговоры о сотрудничестве, и все украинцы, желающие владеть плавающей недвижимостью в этом уголке планеты, могут без препятствий получить место швартовки. На родине наблюдается неблагоприятная финансово-экономическая ситуация — кризис, который не позволил построить свыше 100 жилых домов на воде и вынудил приостановить сооружение надводного гостинично-развлекательного центра «Варадеро».
Комплексное строительство коттеджных городков на воде со всей сопутствующей инфраструктурой (спа-салоны, фитнесс-центры, магазины, клубы и т. д.) предлагает недавно образованный консорциум «Инводстрой». Однако, как сетует Леонид Бондарчук, директор по развитию этого предприятия, проблемы с привлечением инвестиций привели к «замораживанию» трех проектов строительства гостиничных, развлекательных и офисных комплексов. Безусловно, центральным из них можно считать проект плавающего развлекательного комплекса Sparex-Land площадью 34 тыс. кв. м на Днепре в акватории Киева. Предполагается, что он должен включать гостиницу на 250 номеров, центр отдыха и развлечений, станцию проката гидроциклов, причалы, пляжный комплекс и многое другое.
Две стороны медали
Стоимость надводного строительства «с нуля» в Украине составляет от $500 до $2,5 тыс. за 1 кв. м. Точные суммы, по мнению Ирины Фризюк, маркетолога компании «Соцмарт», во многом зависят от пожеланий заказчика относительно внешней и внутренней отделки помещений. Впрочем, как правило, строительство плавающего дома в среднем на 10–20% дешевле, чем сооружение стационарной недвижимости на суше, поскольку не нужно платить налог на землю и тратить большие деньги на фундамент. Весь строительный процесс длится от четырех месяцев до года, используются только легкие металлические конструкции, а улаживание всех бюрократических вопросов берет на себя компания-застройщик. Причем в данном случае преимуществом становится и более простая процедура оформления документации: накануне возведения объекта нужно согласовать и утвердить его проект в Регистре судоходства Украины, а также договориться с органами власти об аренде участка берега.
В то время как гостиница, ресторан и офис на воде требуют подключения к городским коммуникациям, надводный жилой дом вполне может обойтись автономными системами электропитания, водоснабжения, отопления и канализации за счет использования альтернативных источников энергии. Правда, постоянное место жительства на воде — пока редчайшее явление в нашей стране, свойственное преимущественно обеспеченным горожанам. К примеру, Игорь (фамилию попросил не называть) уже 6 лет постоянно живет в двухэтажном плавающем доме, который находится близ Труханова острова в районе Матвеевского залива. «Здесь хорошо — природа, чистый воздух, нет привычного городского шума, — радуется он. — На первом этаже у меня гостиная, спальня, рабочий кабинет, кухня, а на втором три комнаты, душ и туалет. Здесь намного приятнее и интереснее, нежели в моих «каменных джунглях», то есть в обычной квартире».
В то же время эксперты указывают на некоторые сложности, связанные с обустройством дома на воде. Во-первых, все равно придется платить арендную плату за прибрежную землю, а она в зависимости от местоположения может составлять от нескольких десятков гривен за 1 кв. м до нескольких десятков тысяч грн/кв. м. Во-вторых, срок службы такого надводного объекта не превышает 50 лет. «Кроме того, «прописать» физическое лицо или зарегистрировать предприятие в подобном доме не удастся, поскольку дебаркадеры и хаусботы не могут получить статус полноценной традиционной недвижимости и соответственно иметь почтовый адрес», — констатирует Ирина Фризюк. Кроме того, отечественные банки еще до начала кризиса в 2008 году не очень чествовали надводную недвижимость и неохотно предоставляли ипотечные кредиты под ее приобретение. Дмитрий Замотаев, начальник управления кредитных продуктов розничного банкинга Укргазбанка, в 2008 году объяснял такое отношение трудностями с оценкой дебаркадера или хаусбота, оформлением правоустанавливающей и разрешительной документацией. К слову, даже в Нидерландах ипотечный кредит на покупку домов-лодок выдает всего один банк.
Страсть к неизвестному
Многие предприниматели на собственном опыте постепенно убеждались в том, что открытие бизнеса на базе надводного объекта интригует и привлекает клиентов. К примеру, до начала экономических неурядиц многочисленные рестораны на воде не жаловались на недостаток посетителей, да и в разгар кризиса не пустуют.
Известный законодатель традиций национальной fashion-индустрии бизнесмен Александр Соколовский еще в 2007 году принял решение о размещении на воде офисов своих компаний — ТК Group и «Украинская неделя моды» (UFW), а также возглавляемого им Всеукраинского объединения легкой промышленности «Укрлегпром». «Такой шаг был продиктован несколькими обстоятельствами. Нигде не найти такого месторасположения с возможностью вдохнуть свежий воздух, любоваться видами, погулять в парке или пройтись по Днепру на катере или гидроцикле. Удобно и быстро добираться в любое место Киева — как в центр, так и на Левый берег — минуя автомобильные пробки. Ну и конечно, цена в пересчете на 1 кв. м была в 2–3 раза ниже, чем за аналогичные офисные помещения в устраивающих меня районах», — аргументирует господин Соколовский.
Незаурядный интерес был проявлен и к первому в Украине надводному бизнес-центру — 6-этажному «Днепр-Плаза» класса В+ площадью 6,8 тыс. кв. м на дебаркадере, пришвартованном к одному из причалов Набережно-Крещатицкой улицы в Подольском районе столицы. Он открыл свои двери зимой текущего года, его брокером и девелопером выступила Украинская торговая гильдия и, как отмечает Иван Щурко, PR-менеджер этой компании, сразу удалось сдать в аренду около 20% помещений, кое-где даже приходилось проводить конкурс среди претендентов. И это при том, что минимальная арендная ставка в «Днепр-Плаза» на то время составляла $25/кв. м, столько же, сколько и в наземных бизнес-центрах аналогичного класса. Следовательно, в этом случае сработал исключительно эффект новизны, с помощью которого арендаторы пытались добавить респектабельности офисам своих компаний.
Обустройство существующей и построение новой надводной недвижимости будет актуальным и в контексте проблемы расселения зарубежных болельщиков во время проведения Евро-2012. Ради этой цели городские власти Киева стремятся открыть много плавучих гостиниц. Столичное КП «Хозкомобслуживания» возобновит производство плавучих дач, Киевская ремонтно-эксплуатационная база маломерного флота планирует запустить серийное изготовление лодок. Впрочем, у подобных инициатив есть категорические противники: Виктор Пилипишин, председатель Шевченковской райгосадминистрации г. Киева, считает это очередной строительной аферой, которая позволит кое-кому зарабатывать миллионы, разрушая экологическую систему реки Днепр. Зато в Донецке, Николаеве и Херсоне власти совсем не против появления ботелей и флотелей и планируют начало их функционирования через два года. Главное — появляются реальные шансы для получения новых доходов у компаний, специализирующихся на строительстве надводной недвижимости. Правда, открыть такой необычный бизнес, по мнению Леонида Бондарчука, не так-то просто: необходим стартовый капитал в размере нескольких миллионов долларов и обязательно коллектив высококвалифицированных креативных судостроителей.
Словарь
Дебаркадер — это несамоходное плавучее причальное сооружение в виде судна или понтона, стационарно установленное в речном порту, предназначенное для стоянки грузовых и пассажирских судов, но может использоваться в качестве жилого дома, ресторана, гостиницы, офиса и т. д.
Хаусбот — самоходное плавучее сооружение с корпусом понтонного типа или в виде судовых обводов, эксплуатируемое возле причала как в жилищных, так и коммерческих целях.
Ботель — построенное или переоборудованное маломерное судно со стационарным местом швартовки, которое используется в качестве прибрежного небольшого отеля, предоставляющего путешествующим по воде жилье, систему культурно-бытового обслуживания и ремонт плавсредств.
Флотель — специально оборудованное многопалубное круизное судно, которое используется в качестве большой комфортабельной гостиницы с роскошными номерами, ресторанами, барами, тренажерными залами, бассейном, библиотекой, залом для проведения конгрессов и конференций.