Среди главных задач, которые в этом году предстоит решать управляющим компаниям, – как удержать существующих арендаторов и привлечь новых в условиях схлопывающегося спроса и как сократить затраты на эксплуатацию помещений в свете планомерно поднимающихся размеров тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
Покупательная способность населения остается крайне низкой, несмотря на оптимистические прогнозы, которые звучат в последнее время. Поэтому продолжится движение в сторону привязки аренды к процентам от оборота. Будет сохраняться схема индивидуального диалога управляющих недвижимостью с каждым отдельно взятым арендатором. Договора по-прежнему будут короткими, преимущественно – трехмесячными, о долгой аренде пока речь не идет. Так что спокойной жизни в этом сезоне ждать не приходится. Особенно сложно придется игрокам, занятым в сегменте фешн-индустрии.
Сокращение расходов на эксплуатацию остается ключевой темой. Игроки будут повсеместно стремиться внедрять энергосберегающие программы на всех уровнях. Но здесь замкнутый круг: для того, чтобы запускать такие программы, необходимы дополнительные ресурсы извне. А для того, чтобы их привлечь, требуется эффективная работа уже сегодня и перспектива на завтра. Но эффективно работать в условиях, когда идут чрезмерные расходы – в том числе и на коммунальные услуги, – смогут лишь те, кто имеет накопленный подкожный жир.
Все будут плясать от печки, которая называется потребительский спрос и настроения. А они пока весьма сдержанны. Это показали, в том числе, и прошедшие праздники. Люди пока не готовы тратить деньги на большие покупки, на товары, которые не являются товарами первой необходимости. Они экономят средства для оплаты выросших коммунальных услуг, медпрепаратов и так далее. Предпосылок для разогревания спроса пока нет. А значит – рынок будет стагнировать.
Мы все сегодня заложники экономической ситуации в стране. В условиях отсутствия банковского финансирования многие проекты заморожены. Развивать и достраивать могут только те игроки, кто имеет собственный ресурс или те, кто вынимает средства после продажи активов, в частности – других объектов. Инвестиций же извне ждать не приходится: любая инвестиция в подобные проекты – это долгие деньги. Никто не решится вкладывать такие деньги в ситуации, когда нет понимания, куда идет страна.
Скорее всего, те, у кого не достаточно своих ресурсов, а также те, кто допустил просчеты в выборе места или в формировании и воплощении концепции торгового центра, вынуждены будут покинуть рынок.
В целом, институт управляющих недвижимостью ждет переформатирование. Все чаще владельцы отказываются от услуг посредников-управляющих и берутся управлять самостоятельно. Профессиональные управляющие сохранятся, но будут задействованы только в определенных сегментах.