Исследовательская компания GT Partners Ukraine подготовила очередной аналитический отчет о рынке ритейла Украины. Теперь в центре внимания лидирующие FMCG-сети страны по количеству магазинов. Полностью отчет приводит данные о 140 работающих в Украине сетевых операторах, темпах их развития, приоритетных регионах, тенденциях, итогах 2017 года и прогнозах на 2018-й.
Уже не первый год две верхние строчки в топ-10 продуктовых сетей занимают бесспорные лидеры украинского FMCG-рынка: АТБ, развивающая одноименную сеть дискаунтеров (910 магазинов по данным GT Partners), и Fozzy Group (535 объектов), управляющая сетями Сільпо, Фора, Thrah!, Le Silpo, Favore. Причем АТБ только наращивает отрыв от остального «пелетона»: за год концерн со штаб-квартирой в Днепре открыл 78 торговых точек, снова став лидером по этому показателю. Fozzy пополнилась 35 объектами. Обе сети по сравнению с 2016-м замедлили темпы роста: в позапрошлом году АТБ открыло 111 магазинов, Fozzy – 59.
Генеральный директор концерна АТБ Борис Марков в интервью газете Бизнес объяснил снижение количества открытий так: «Уменьшение количества открытых торговых точек в 2017 году по сравнению с 2016-м связано в первую очередь с ужесточением требований, которые компания предъявляет к объектам, которые покупаются или берутся в аренду для открытия новых магазинов». Впрочем, уже на этот год планы у сети амбициозные: открыть более 100 магазинов и преодолеть психологический рубеж в 1000 торговых точек. Первым из FMCG-операторов в истории Украины. Конечно, с масштабами РФ не сравнить (там крупнейшая сеть Магнит насчитывает 15 000 магазинов, и за свои успехи перешла под контроль государства), но показатель в любом случае гроссмейстерский! Параллельно АТБ работает над обновлением своих дискаутеров, и обещает открывать все новые магазины только в новой концепции.
Fozzy Group также замедлила темпы открытия новых объектов, скатившись по этому показателю со второй на четвертую строчку. Впрочем, сравнительно небольшое по мировым меркам пополнение с лихвой искупается высочайшим качеством объектов: ритейлер не боится экспериментировать с форматами и не перестает удивлять покупателей. В прошедшем году Fozzy порадовало потребителей открытием первого за долгое время Le Silpo в Одессе, премиальным food-market Favore в Козине Киевской областе, премиальный Сільпо в стиле Лазурного берега в Киеве на Оболони и концептуальным Сільпо в стилистике средневекового замка в Луцке. В кулуарах Retail&Development Business Summit директор по маркетингу Сільпо Дмитрий Цыганковуверял, что на этом сеть не остановится, и будет дальше открывать магазины в новых необычных концептах и форматах.
Третье место в топ-10 продуктовых сетей Украины по количеству магазинов занимает волынская компания Volwest Group (бренды Наш Край, SPAR). Причем и от пары лидеров, и от преследователей ее отделяет солидное расстояние. Но есть один нюанс. В отличие от подавляющего большинства других FMCG-ритейлеров, Volwest предпочитает развиваться по франчайзингу. То есть правильнее говорить, что не все 243 торговые точки принадлежат или управляются компанией со штаб-квартирой в Луцке, а о магазинах, работающих под брендами, которые Volwest Group развивает (Наш Край) или представляет в Украине (SPAR). Причем луцкая компания также не боится экспериментировать: внедряет новые форматы супермаркетов, и едва ли не первой в стране начинает предлагать потенциальным партнерам возможность работать по принципу обратного франчайзинга.
В топ-10 продуктовых сетей насчитывается еще четыре компании, преодолевшие плану в 100 торговых точек: Львовхолод (бренды Рукавичка и Під боком — 130 магазинов), ЭКО маркет (114), Делви (109), Брусничка (101).