Стремительное развитие формата ритейл парков на территории Европы потенциально выведет на рынок дополнительные 1,3 млн. кв. м торгового пространства до конца года, что на 50% превышает общий показатель 2015 года, согласно новому исследованию Cushman & Wakefield, сообщает пресс-служба компании DTZ.
European Retail Park Development Report сообщает, что в 2017 планируется ввести в эксплуатацию новые ритейл парки, общей площадью 1,1 млн. кв. м, что значительно превышает показатель 2015 – 863 тыс. кв. м по всей Европе.
При условии, что новые проекты введутся в эксплуатацию согласно плану, общая площадь ритейл парков увеличится с 37,3 млн. кв. м в начале 2016 г. до почти 40 млн. кв. м до конца 2017 г. С потенциально возможных для ввода в эксплуатацию 2,4 млн. кв. м, 2 млн кв. м приходятся на Западную Европу и лишь 350 тыс. кв. м – на Центральную и Восточную. Как и в 2015, по запланированным к вводу в эксплуатацию проектам на период 2016/2017 доминирует Франция, где разместится 54% от общего объема новой торговой площади в Западной Европе, далее следуют Великобритания и Италия, с 17% и 10% соответственно.
Тройку лидеров в Центральной и Восточной Европе формируют Россия, Польша и Чешская Республика − хоть показатель запланированной к вводу в эксплуатацию торговой площади ниже, чем в Западной Европе. В этом регионе вместо привычных ритейл парков, растет тенденция к построению гибридных форматов, которые включают складские помещения «big box» формата и традиционные магазины розничной торговли, которые обычно размещаются на торговых улицах или в ТЦ. Использование подобного формата снижает качественный разрыв между традиционными ТЦ и загородными магазинами розничной торговли.
Увеличение сектора ритейл парков вызвано ростом спроса среди девелоперов в небольших городах. «Более половины торговых площадей, запланированных для ввода в 2016-2017, расположены в городах с населением менее 100 тыс. жителей. Кроме этого развитие ритейл парков распространяется на города с населением менее 50 тыс. жителей. Преимущества этого формата розничной торговли включают в себя более низкие затраты на строительство и сокращение сроков ввода в эксплуатацию, выгодные арендные ставки и более низкие затраты на обслуживание», − отмечает Патриция Дзиковска, заместитель директора Департамента Консалтинга и Исследований в Cushman & Wakefield в Польше.
В свою очередь Яна Литвинчук, заместитель управляющего директора компании DTZ в Украине считает, что основными стимулами активного развития ритейл парков в Украине является комбинация социальных, демографических и экономических факторов, баланс спроса и предложения на рынке торговой недвижимости, а также изменение покупательских предпочтений. «Поскольку основным отличием классического ритейл парка от, например, районного торгового центра, является низкая доля торговой галереи - не более 10-15% в арендуемой площади по сравнению с 40-55% в классическом торговом центре, экономическая целесообразность такого девелопмента в сложившихся рыночных условиях в Украине под вопросом. При этом большим потенциалом обладают проекты, где развитие ритейл парка планируется на базе уже существующего крупного якорного арендатора», − добавляет она.